Кран маевского для чугунных радиаторов

Содержание

Воздушный кран Маевского: принцип работы, устройство, установка на чугунную батарею

Кран маевского для чугунных радиаторов

Воздушные пробки внутри системы отопления препятствуют нормальной циркуляции теплоносителя и полноценному прогреву батарей. Для удаления этих пузырей применяется запорная арматура двух типов – автоматический поплавковый воздухоотводчик и ручной кран Маевского, чье устройство и принцип действия мы рассмотрим в рамках данной публикации.

Конструкция и принцип работы

Первым делом разъясним, что такое кран Маевского – сервисный вентиль, предназначенный для ручного спуска воздуха в определенных точках системы отопления. Современный образец краника, показанный на чертеже, включает следующие детали:

  • латунный корпус с никелированным покрытием;
  • винт запорный с конусным наконечником;
  • нейлоновый колпачок с выпускным отверстием;
  • уплотнительное кольцо из пластика либо резины EPDM.

Пластмассовую втулку «воздушника» можно поворачивать и направлять выпускной канал в нужную сторону

В торце корпуса просверлено калиброванное отверстие диаметром 2 мм, снаружи выполнена присоединительная трубная резьба. Внутри корпуса предусмотрена камера с боковым выходом, куда вкручивается запорный конусный винт.

Кран работает по принципу игольчатого клапана – когда винт затянут, главное отверстие герметично перекрывается конусовидным наконечником. Для развоздушивания системы винт откручивают, конус открывает проходное сечение, тогда воздух вместе с водой выходит наружу через боковой канал. Положение выпускного отверстия настраивается вращением пластикового колпачка.

Историческая справка. Ручной воздухоотделитель был придуман русским инженером Ч. Б. Маевским в 30-х годах прошлого столетия. Изобретение послужило заменой обычным водопроводным вентилям, используемым для удаления воздушных пробок из централизованных сетей теплоснабжения. Установка новых кранов сделала невозможным несанкционированный отбор горячей воды из системы.

Как выглядит старый советский вентиль Маевского, показано на схеме. Официальное название сантехнического элемента – клапан радиаторный воздушный игольчатого типа СТД 7073В.

Технические характеристики воздухоотделителей Маевского, применяемых в системах водяного отопления частных и многоквартирных домов:

  • максимальная рабочая температура – 120 °C;
  • жидкая среда – подготовленная вода либо незамерзающий теплоноситель (антифриз);
  • рабочее давление – до 10 Бар (1 МПа);
  • присоединительные размеры трубной резьбы – ¼”, ½”, ¾”, метрической – М10 шаг 1 мм;
  • срок службы изделия из качественной латуни составляет не менее 30 лет.

Примечание. Для более экстремальных условий эксплуатации существуют модели кранов, рассчитанные на давление 16 Бар (маркировка согласно ГОСТ – Ру16) и температуру жидкой среды +150 градусов.

Сфера применения и разновидности кранов

Ручные клапаны Маевского используются для таких целей:

  1. В первую очередь, удаление воздушных пузырей из радиаторов отопления всех типов – алюминиевых, стальных и чугунных.
  2. Сброс воздуха из полотенцесушителей.
  3. Периодическое развоздушивание проблемных участков тепловой сети – развернутых кверху компенсаторов, обводных петель (например, над входной дверью), стояков и других мест, где скапливается воздух.

Установка кранов для спуска воздуха предусматривается всеми производителями современных радиаторов. Отопительные приборы с завода комплектуются футорками (пробками) с отверстием под вентиль Маевского. Батарейный клапан выбирается по диаметру наружной трубной резьбы — G¼”, ½”, ¾”.

Справка. Внешняя резьба G¼” воздушного вентиля идентична штуцеру стандартного манометра.

Если нужно организовать спуск воздуха на проблемном участке системы, покупается клапан советского образца с наружной метрической резьбой М10 х 1. Стенка трубы просверливается сверлом Ø9 мм, метчиком нарезается резьба, затем вкручивается кран Маевского с уплотнением стыка сантехническим льном.

Другой вариант – врезать в магистраль тройник и установить шлицевой вентиль на отводном патрубке, как сделано ниже на фото. Способ поможет при холодном (завоздушенном) полотенцесушителе, в котором не предусмотрено резьбы под воздухоотводчик.

В некоторых моделях полотенцесушителей предусмотрено гнездо для воздухоотводчика (фото слева)

Принцип работы всех вентилей Маевского одинаков, но встречающиеся в продаже изделия могут отличаться конструктивно:

  1. Запорный клапан делается под шлицевую отвертку, специальный ключ или оснащается рукояткой. В старой версии изделия применен болт с шестигранной головкой.
  2. Игла (конус), перекрывающая отверстие, бывает металлической либо пластмассовой.
  3. На дизайнерские чугунные батареи ставятся соответствующие «состаренные» вентили, изображенные на фото.

Кранами с рукояткой удобно пользоваться – воздух легко спустить без всякого инструмента. С другой стороны, вентиль может крутить кто угодно, в том числе – малые дети, чего допускать нельзя. Отсюда рекомендация – покупайте и ставьте традиционные изделия со шлицем или четырехгранным ключиком.

Клапаны в стиле ретро под дизайнерские батареи (слева) и малый «воздушник» 1/4 дюйма на шаровой кран (справа)

Справка. Воздухоотводчиками Маевского производители оснащают некоторые модели шаровых кранов. Здесь вариант с рукояткой более уместен, причем клапан с резьбой G¼” можно снять и заменить манометром или поставить заглушку.

Не путайте «Маевские» с автоматическими воздухосбрасывателями поплавкового типа. Последние похожи принципом действия – проходное отверстие тоже закрывается иглой, но удаляют воздух без вмешательства человека. Существует 2 типа таких приборов – универсальные (применяются в группах безопасности котлов) и радиаторные.

Вентили для автоматического сброса воздуха — радиаторные и универсальные

Установка «Маевского» на чугунную батарею

Монтаж спускных кранов на футорки алюминиевых и стальных радиаторов довольно прост и не требует подробного описания.

Клапан с резиновым колечком аккуратно подтягивается малым усилием ключа, потом нейлоновый колпачок поворачивается в нужном направлении.

Вентиль с широким пластмассовым кольцом и отверстием в металлическом корпусе сразу фиксируется в требуемом положении – выпускным штуцером книзу.

Другое дело – установка клапана в чугунную пробку радиатора типа МС-140. Некоторые мастера устраивают самодельный кран – просверливают футорку, нарезают резьбу и вкручивают простой болт. Вариант крайне примитивен и неудобен – при ослаблении болта и стравливании воздуха образуется неконтролируемая течь.

Как правильно установить «Маевского», не выкручивая прикипевшую футорку:

  1. Купите кран старого образца с посадочной резьбой М10 х 1 и обязательно подготовьте соответствующие метчики – номер первый и второй. Так называемый машинный метчик не подойдет – чугун слишком тверд, инструмент попросту сломается.
  2. Опорожните отопительный прибор и просверлите верхнюю заглушку сначала тонким сверлом, например, Ø5 мм.
  3. Аккуратно разбейте отверстие сверлом Ø9 мм, затем снимите фаску для уверенного захода инструмента.
  4. Нарежьте резьбу, поочередно пройдя отверстие метчиками № 1 и 2. Проверьте, насколько хорошо вкручивается клапан.
  5. Уплотнив резьбу льном, закрутите и притяните кран средним усилием.

Совет. Сверление чугуна и нарезку резьбы не стоит выполнять «на сухую». Обязательно смазывайте инструмент машинным маслом, иначе рабочая кромка быстро затупится.

Более простой способ – поменять штатную футорку на новую, с готовым отверстием под «воздушник». В данном случае применяется современный клапан с внешней резьбой G½” (15 мм). Главное, успешно открутить старую заглушку батареи. Как поставить «Маевского» на радиатор МС-140, смотрите на видео:

В заключение – как пользоваться вентилем

При нормальной работе водяного отопления ручные «воздушники», как правило, бездействуют. Устройства открываются в двух случаях – в процессе заполнения системы теплоносителем либо по причине завоздушивания участка сети (батареи). Как это делается:

  1. Подготовьте ветошь и небольшую емкость, например, обрезанную пластиковую бутылку.
  2. Подставьте емкость к выходу спускного канала и откройте винт «Маевского» на 1 оборот.
  3. Дождитесь, пока выйдет воздух (частично с водой). Из отверстия должна пойти ровная струйка теплоносителя.
  4. Закрутите клапан, вытрите пролитую воду.

Заполнение трубопроводной сети и батарей лучше производить вдвоем – первый исполнитель следит за давлением и подкачивает воду, второй занимается стравливанием воздуха из радиаторов.

Кран Маевского для чугунных радиаторов – полноценная работа отопительной системы

Кран маевского для чугунных радиаторов

Иногда во время отопительного сезона можно заметить, что ранее горячий по всей поверхности радиатор, прогревается не полностью. Его часть, расположенная вдали от входа в него теплоносителя остается холодной.

Причиной такой ситуации обычно становится скопление воздуха, появившегося в данной части радиатора. Он становится препятствием для заполнения горячей водой всего внутреннего пространства радиатора.

Если не удалить скопившийся воздух, то данная ситуация будет только ухудшаться. Чтобы иметь возможность восстановить нормальную работоспособность батареи на ней устанавливается специальное устройство — кран Маевского. Он предназначен для удаления воздушных пробок. Устанавливают кран в верхней точке батареи.

Для стравливания скопившегося воздуха необходимо приоткрыть вентиль крана на пол-оборота. При этом действии запорный конусный клапан ослабится, дав возможность скопившемуся в радиаторе воздуху выйти наружу. Освободившееся от него место займет теплоноситель, следовательно, батарея прогреется полностью.

Кран Маевского для чугунных радиаторов: виды и принцип действия

Производители разработали три вида устройств для отвода скопившегося в радиаторах воздуха.

У каждого из них своя конструкция и принцип действия.

Потребители могут сделать выбор между следующими устройствами:

  • Ручной кран Маевского. Данное приспособление имеет простейшую конструкцию, поэтому в его использовании нет никаких сложностей. Для освобождения радиатора от скопления воздуха кран открывается четырехгранным ключом или же обычной отверткой. После выхода воздуха кран закрывается обратным поворотом.
  • Автоматический кран. Установив на радиаторе это устройство, вручную управлять им нет необходимости. Все необходимые действия оно выполняет автоматически, без вмешательства человека. Конструкция автоматического крана Маевского не предусматривает наличия игольчатого клапана, имеющегося в ручном варианте. Его заменил пластиковый поплавок, перемещающийся внутри крана при появлении воздуха в системе. С его помощью затворный клапан может открываться и закрываться. Однако разработчики предусмотрели возможность управления и без автоматики. Проходное отверстие иногда засоряется, тогда возможно выпустить воздух в ручном режиме, одновременно избавившись от засора.
  • Кран Маевского, снабженный встроенным предохранителем. Работа данной модели крана имеет отличие от обычного удаления воздуха в предыдущих вариантах устройств. Предохранительный клапан, встроенный в кран, умеет контролировать величину давления теплоносителя, циркулирующего в системе. При повышении давления выше предельного (его значение составляет 15 атмосфер), клапан срабатывает, начиная принудительно стравливать теплоноситель из отопительной системы. В случае возникновения внезапных гидроударов, это устройство предупреждает возможные их последствия в виде повреждения элементов системы отопления.

Установка крана Маевского, снабженного встроенным предохранительным клапаном, особенно актуально в отопительных системах, где использованы полипропиленовые и металлопластиковые трубы, поскольку для них давление выше нормы может создать аварийную ситуацию.

Поскольку производители выпускают краны Маевского, имеющие различные диаметры внешней резьбы, то есть возможность подобрать подходящий для конкретного радиатора. Наиболее распространены модели, снабженные наружной резьбой ¾ дюйма (Ду20) и ½ дюйма (Ду15), однако можно найти варианты 3/8 и 1 дюйм.

Установка любой модели крана Маевского начинается с освобождения системы от теплоносителя. После того, как вся вода из системы слита, работа производится в следующем порядке:

  • Необходимо выкрутить заглушку, находящуюся в верхней части батарейной секции.
  • Установить вместо нее кран. Вкручивая модель, необходимо позаботиться о герметизации отверстия. Для этой цели в комплекте устройства имеется резиновая прокладка, предназначенная для обеспечения герметичности установки. Чтобы усилить герметизацию, на резьбу крана накручивают льняные волокна, пропитанные маслом, или ФУМ-ленту.

Важно: для установки в радиаторах, изготовленных из чугуна, рекомендуется использовать кран Маевского, изготовленный из латуни. Данный материал имеет повышенную прочность.

При необходимости установки крана Маевского на старую чугунную батарею, у которой верхняя заглушка закреплена наглухо, то есть, не выкручивается, необходимо подготовить место для установки устройства. Для этого в чугунной заглушке нужно просверлить отверстие. Его диаметр должен быть чуть меньше, чем у резьбы крана.

Затем с помощью метчика в отверстии нарезается резьба, соответствующая резьбе крана. Проведя проверку соответствия резьбы, можно установить кран на место. Не следует забывать об обязательной герметизации места вкручивания устройства.

Бывает, что возникает необходимость замены крана Маевского. Для снятия старого устройства необходимо использовать два разводных ключа. Одним из них выкручивается кран, а второй в это время должен придерживать заглушку на радиаторе. Это необходимо, чтобы в момент выкручивания крана заглушка не ослабла, нарушив герметичность батареи.

Эксплуатация и замена крана Маевского

Воздухоотводящий кран монтируется в верхней части секции радиатора, находящейся со стороны, расположенной напротив входа теплоносителя. Именно здесь собирается воздух.

При выборе места установки в домах, имеющих собственную систему отопления, необходимо учесть ее особенности. Когда отопительная система вертикальная, то достаточно установить краны Маевского на радиаторах, расположенных на верхних этажах дома.

Наличие горизонтальной системы отопления обязывает произвести монтаж кранов на всех радиаторах без исключения. Если в помещениях установлены радиаторы напольные, то кран Маевского монтируется в верхней их части. Регулировочный винт должен быть направлен вверх.

Важно знать, как правильно пользоваться устройством для стравливания воздуха. Перед работой нужно запасти сухую ветошь и емкость, подходящую для размещения ее под батареей. Затем повернуть запорный винт на пол-оборота.

После этого действия будет слышно, как из системы выходит скопившийся воздух. После его полного выхода из крана начнет вытекать вода. Когда она будет течь непрерывной струей, можно плотно закрутить запорный винт.

Иногда можно обнаружить, что отверстие у крана засорилось. Проблему можно легко исправить, прочистив его обычной иголкой. При неиспользовании крана долгое время, на винте для регулировки может образоваться коррозия, поэтому его вращение будет затруднено.

Возникшая проблема решается нанесением на резьбу спрея-смазки WD-40. Спустя некоторое время винт можно будет легко открутить. Для предотвращения подобной ситуации следует после отопительного сезона смазать все регулировочные винты силиконовой смазкой.

Нет сомнений, что монтаж кранов Маевского чрезвычайно необходим для полноценной работы системы отопления. Пробки из воздуха, образующиеся в системе, создают участки, на которых часть радиаторов остаются холодными, а часть может быть перегрета. Стоимость устройства для удаления воздуха не слишком высока, а своевременный уход за ним позволит им прослужить долгое время.

Посмотрите, как работает кран Маевского для чугунных радиаторов на видео:

Кран Маевского: принцип работы и его влияние на эффективность системы отопления +Фото

Кран маевского для чугунных радиаторов

Во многих промышленных отраслях — автомобильных, теплотехнических, машиностроительных и др., используется технология выведения газообразного вещества из рабочего пространства, которое снижает их работоспособность. Больше всего это касается системы отопления.

В современных системах отопления в промышленных, общественных или жилых  зданиях и сооружениях предусмотрено использование одного общего технологического элемента — крана Маевского.

Принцип работы данного прибора заключен в устранении  не желательного воздуха из рабочей области системы и обеспечении эффективной работы систем отопления.

Описание крана Маевского

В каком бы направлении мы не рассматривании клапан Маевского, он имеет соответствие со своим технологическим назначением и регламентом внутри отраслевого стандарта, и является краном для спускания воздуха СТД 7073В из  промышленных или бытовых систем отопления.

Название кран Маевского используется только лишь в народе. По государственным стандартам его относят к запорным кранам и называют — игольчатый радиаторный воздушный клапан.

Одна из самых частых проблем, приводящая к нарушению работы отопительных систем, это скапливание воздуха. Образовавшаяся пробка не дает жидкости нормально циркулировать. В следствии чего радиатор с воздухом внутри снижает работоспособность всей системы.

Теплоноситель, который циркулирует в отопительном радиаторе, играет роль обеспечения тепла в холодный период. Но бывает такое, что батареи не прогреваются до конца. Это может происходить из-за того, что в радиаторе скапливается воздух, и он мешает горячей воде заполнить все пространство радиатора. Поэтому, этот воздух нужно как-то убрать от туда.  Именно для этого и работает кран Маевского.

Устройство крана Маевского

Как  спускать воздух из крана? Его работа основывается на принципе стравливания воздушной пробки в момент ослабления запорного клапана.

Клапан крана Маевского устроен также, как и обычный кран, т. е. открывается и закрывается герметическое соединение из газообразной или гидравлической среды с большим давление в среду с нормальными условиями. Исторический прототип современной конструкции клапана Маевского — это обыкновенный водопроводный кран с седельчатым типом.

Но при использовании обычного водопроводного крана  происходила не контролируемая утечка воды из отопительной системы. Для этого нужна была особая конструкция крана, которая бы затрудняла или полностью исключала потерю жидкости из сети отопления. Эта проблема была решена с изобретение крана Маевского, который потерпел большое количество усовершенствований.

Кран Маевского изобрели более 80-ти лет назад. Это очень простое приспособление очень эффективное и надежное. Поэтому она актуально до сих пор.

Кран устанавливают в верхней части отопительных радиаторов. Он может иметь автоматический воздухоотводчик или управляться вручную.

Открывая вентиль на пол оборота, воздух из системы уходит и освобождает место теплоносителю. Это устройство используются для любых видов батарей, даже для старых образцов.

А откуда появляется воздух в системе отопления?

Возникновение воздушных пробок может быть по нескольким причинам:

  • при монтаже отопительных систем;
  • при ремонтных работах с удалением из системы жидкости;
  • при установлении нового радиатора;
  • в случае подсоса воздуха в систему в процессе эксплуатации;
  • как следствие физического явления (вода выделяет пузырьки воздуха при каких-либо процессах коррозии);

Последнее часто происходит с алюминиевыми батареями в городских постройках.

 Устройство и работа крана Маевского

Кран Маевского изготавливают с использованием латунного сплава, стойкого к коррозионным образованиям. Представлен в виде корпуса с внутренним конусным игольчатым клапаном. За счет конусной формы концевой части винта происходит плотная посадка в сквозное отверстие. Диаметр отверстия может быть от полутора до двух миллиметров.

Этот клапан регулируется снаружи с помощью запорного винта. Закрытый клапан достаточно надежно удерживает внутренний теплоноситель. Снаружи винт представлен шестигранной или четырехгранной головкой для специального ключа и с резьбой для отвертки.

Продольные канавки выполняют на теле винта для прохождения воздуха во время открывания клапана. При этом воздух выходя из канавок оказывается в камере, которая плотно закрыта с помощью манжеты и имеет отверстие для выхода такого же диаметра, как и сквозное отверстие.

Так как кран монтируется резьбовым соединением с сальниковой прокладкой, а закрытый клапан герметически закрывает сквозное отверстие, то при работе системы отопления этот кран обеспечивает системе герметичность.

 Поворотом винта открывается заглушка, освобождающая воздух из полости радиатора.

Металлический корпус крана Маевского  сверху отделан пластиковым кожухом, который делает кран современным.

Устройства крана могут быть различных модификаций, но принцип работы всегда одинаков.

Различается диаметр резьбы снаружи и поэтому есть возможность подборки подходящего крана для любой батареи. Кран может быть с размером резьбы 1 дюйм, три четверти, одна вторая дюйма. Также Кран Маевского Ду 15, 20 и 25 мм используют не только в радиаторах, а также в различных узлах системы отопления.

На заметку: Ду — диаметр условного прохода.

Регулировочный винт управляется с помощью специального ключа для крана или обычной отверткой. Ключ для крана четырехгранный, очень компактный, и им удобно работать даже если радиатор находится в месте с затрудненным доступом.

Кран, в отдельных случаях, можно регулировать и без специального инструмента.

Вентиль поворачивается руками, что обеспечивает стравливание воздуха.

Разновидности

Воздухоотделение крана Маевского бывает трех разновидностей, которые различаются по принципу работы и строению:

  • Кран ручной. Представляет собой простое приспособление, управляемое в ручную. При не равномерном прогревании батареи кран открывают с помощью ключа или отвертки, а после того, как воздух выйдет из радиатора, заворачиваю его обратно.
  • Автоматический кран. Здесь есть отличия в конструкции и принципе работы от ручного. Автоматический кран Маевского латунный в форме цилиндра, но здесь не предусмотрен игольчатый клапан. Вместо этого используют пластиковый поплавок. Принцип работы здесь заключается в том, что поплавок перемещается при наличии воздуха по системе и открывает или закрывает затворник. Вмешательство людей здесь не требуется.
  • Кран с предохранительным клапаном. Такой кран принцип работы немного отличается.

Предохранительное устройство контролирует давление в системе. Если давление повышается выше 15 атмосфер, клапан срабатывает и начинает стравливание теплоносителя из системы отопления.

Это способствует предотвращению повреждений элементов в системе из-за возможных гидроударов.

Установление крана с автоматическим клапаном актуально для отопительных систем с полипропиленовыми и металлопластиковыми трубами, которые не способны выдерживать высокого давления.

При выборе определенной модели крана необходимо учесть такие нюансы радиатора, как:

  • В централизованной отопительной системе будет лучше использовать ручной кран, которым в любой момент можно спустить воздух.
  • Краны с автоматическим управлением так же не желательно устанавливать в многоквартирных домах с централизованным отоплением. Так как, здесь наблюдается повышенная загрязненность и кран будет периодически забит.
  • Автоматический кран используют, в основном, в индивидуальных домовладениях с автономной системой. В такой системе есть поддержание чистоты теплоносителя.
  • Автоматика так же устанавливается в места, куда доступ затруднен. Это например, если радиатор располагается в какой-либо нише или углублении, и достать до его торца относительно сложно. Обычная отвертка здесь не поможет.

В случае труднодоступного места расположения отопительного устройства может помочь специальный четырехгранный ключ. Еще во всю используют старые образцы радиаторов из чугуна. Для чугунных радиаторов подойдет ручной кран Маевского. Но лучшим вариантом будет использование специального латунного автоматического воздухоотводчика.

При выборе следует так же учитывать стойкость материала к коррозии. Множество производителей используют хромированную сталь для производства кранов, которая имеет маленький срок службы. Лучшим  материалом для деталей будет латунь и нержавеющая сталь.

Как установить кран Маевского

Кран устанавливается на верхний части батареи с противоположной стороны поступления теплоносителя потому, что это место где накапливается воздух. Так же стоит иметь в виду тонкости различных систем.

На заметку: При вертикальной системе отопления краны следует устанавливать на батареях верхних этажей. Также, они должны быть установлены на все элементы отопления, подводящиеся к стояку ниже оси подключения. А при горизонтальной системе краны монтируют на все радиаторы без исключения.

В случае монтажа крана Маевского на батарею, стоящую на полу, его необходимо разместить в самой высокой точке радиатора. Регулировочный винт направлен вверх.

Как правило, в ванной комнате есть полотенцесушитель, который нагревается за счет циркулирующегося теплоносителя внутри. Здесь устанавливают кран Маевского для полотенцесушителя.

Отсутствие данного клапана в такой системе может привести к воздушным пробкам, которые останавливают циркуляцию как отопительного контура, так и контура горячего водоснабжения. Поэтому наличие данного крана на полотенцесушителях устранит данную проблему.

При монтаже крана Маевского для полотенцесушителя его нужно расположить строго вертикально, используя специальный тройник.

Тройник позволит переместить рабочую вертикальную ось в горизонтальное положение. Это положение выполняет требования, прописанные инструкцией.

А именно то, что отверстие для стравливания воздуха должно направляться в противоположном направлении от стенки и быть под уклоном вниз.

Сразу по окончании монтажных работ отопительной системы необходимо провести развоздушивание. Потому что в процессе работы воздух в любом случае попадает в радиаторы. Также данное мероприятие нужно проводить включая систему после летнего периода.

Ведь воздух может скапливаться и из-за выделения водорода при коррозионных процессах металлического элемента. В радиаторах из алюминия без специального покрытия внутри постоянно наблюдается выделение этого элемента и происходит химическая реакция с теплоносителем.

Особенности эксплуатации

Разберем как же использовать кран Маевского в работе. Для начала поставить под радиатор какую-нибудь емкость и приготовить сухую тряпку.

С использованием специального ключа или простой отверткой  повернуть запорный винт. При этом поворачивать нужно против часовой стрелки и на половину оборота. Воздух начнет выходить, а затем пойдет вода.

Нужно дождаться момента, когда жидкость будет течь не прерываясь. После этого винт закрутить.

Случай, когда воздух был удален, а радиатор остался холодным, свидетельствует о засорении системы.

Для того, что бы почистить засоренную батарею, нужно обратиться за помощью к сантехнику.

На заметку:  Если система отопления с насосом, работающим по принципу принудительной циркуляции, то его будет нужно выключить минут за 10 до спускания воздушной пробки. В случае включенного насоса поток воды будет разносить воздух по системе и он не будет накапливаться в верхней части батареи.

Если произошёл засор отверстия крана Маевского, его можно попробовать самостоятельно почистить острым предметом. Также при долгом не использовании крана, регулировочный винт будет трудно вращаться из-за возможных коррозионных образований. При возникновении такой проблемы пользуются таким средством, как спрей-смазка  WD-40. Оно очень быстро действует и помогает легко открутить винт.

Также в конце отопительного  периода следует смазать винт. При этом не будет разрушения резьбы под воздействием теплоносителя.

Если возникла необходимость заменить кран Маевского нужно использовать два разводных ключа. Один ключ придерживает пробку радиатора, а второй выкручивает кран. Если это не соблюдать, то при выкручивании крана возможно ослабление пробки, что приведет к не герметичности.

Если следить за данным устройством, делать плановую диагностику и чистку, оно прослужит большое количество времени без каких-либо проблем.

Кран Маевского цена

Сейчас рынок сантехники представляет множество видов крана Маевскго. Есть отечественные и импортные производители, а также используется различный материал и комплектующие.

Имеется и металлические и пластиковые краны на любой вкус.

Цена будет зависеть от таких показателей, как:

Стоимость крана начинается от тридцати рублей.

Применение крана Маевского для чугунных радиаторов

В чугунном радиаторе в пробке-заглушке нет посадочного отверстия под стандартный клапан. Есть умельцы, которые пытаются установить кран для выведения воздушной пробки просверлив и нарезав резьбу на чугунной заглушке.

Но это конструкция может быть сорвана при таком явлении, как гидроудар при повышении давления. Выход из этой ситуации — установление автоматического воздухоотводчика, соответствующего размеру заглушки чугунного радиатора.

А также им не страшен засор.

Если в теплоносителе имеются твердые частицы различного мусора, то непосредственно перед краном необходимо установление механического стандартного фильтра для отведения воды.

Кран Маевского в пневматических системах

Техническая особенность крана Маевского — это уникальность конструкции.

Его можно использовать не только для выведения воздуха, но также и жидкости. А именно жидкости из пневматической системы, в которой повышенное давление воздуха. Поступление сжатого воздуха от компрессора в систему, сопровождается большим количеством водяного пара.

Специальные устройства вымораживания и различные фильтры отбирают излишнюю влагу. При длительной эксплуатации в трубах может накапливаться большое количество жидкости.  Ее скопление происходит в нижней зоне пневматических проводов, а также разбрызгивается по всей системе.

Вода не должна попадать на рабочее пневматическое устройство. Вот тут спасением оказывается кран Маевского. Только в данной ситуации его монтируют в нижнюю часть контура. Процесс стравливания начинается с избавления от воды и заканчивается выпуском воздуха.

После чего кран закрывают и система вновь герметичная.

Кран Маевского для чугунных и других радиаторов: эффективное устройство для стравливания воздуха из отопления

Кран маевского для чугунных радиаторов

В европейском климате зимой невозможно без отопления жилья, от которого напрямую зависит комфорт. Батареи часто снижают свою эффективность из-за засорения или завоздушивания.

Простейший способ освобождения от воздушных пробок – кран Маевского для чугунных радиаторов и других отопительных приборов. Обычным краном на верхнем этаже по стояку пользовались еще с советских времен, выпуская газообразные скопления.

Сегодня применяется функциональный клапан, с которым легко приводить в норму отопительную систему.

Краны Маевского устанавливаются на все типы радиаторов

Назначение крана Маевского

Работники коммунальных служб часто выслушивают жалобы на то, что батареи перестали греть. Но жильцы редко задумываются над тем, почему трубы горячие, а чугунные радиаторы в квартире еле-еле теплые. На самом деле есть 2 причины:

  • засорение мест соединения с трубопроводом органическим осадком, ржавчиной и кальциевыми отложениями;
  • завоздушивание верхних секционных полостей.

Полезная информация! Воздух или газ чаще всего скапливается вверху, поэтому, вопреки всем законам физики, можно обнаружить теплую батарею снизу и холодную – сверху. Это очевидный признак того, что необходимо выпустить воздух.

Разумеется, устранение данной проблемы – это трудоемкий процесс, связанный с отключением отопления прямо в холодный сезон. К тому же понадобится демонтаж или разгерметизация отопительного оборудования.

Простейший способ – врезка воздухоотводчика. Его ставят вместо боковой заглушки радиатора или в другом мене, например, на место сочленения батарей с отопительными трубами. Это приспособление можно найти в любом каталоге сантехнического оснащения под разными названиями:

  • кран для спуска воздуха СТД 7073В;
  • воздухоотводчик;
  • воздуховыпускной модуль;
  • радиаторный игольчатый воздушный клапан;
  • кран Маевского.

Одна из разновидностей крана Маевского

Модели могут немного отличаться по дизайну и конструктивному решении, но по функционалу это одно и то же. Это простое устройство для стравливания воздуха из отопительной системы, устанавливаемое в конечных или верхних точках контура.

Условия установки воздухоотводчиков на радиаторы из разного металла

Воздуховыпускной кран Маевского устанавливают на радиаторы любого типа – биметаллические и алюминиевые, чугунные и стальные. Алюминий при высокой температуре алюминий вступает в реакцию с химическими компонентами теплоносителя, выделяя водород. Также нельзя монтировать алюминий и медь в общей системе, это антагонисты, ионы меди постепенно разрушат легкий и пластичный алюминий.

Газообразные среды образуют воздушные пробки даже в тех отопительных приборах, у которых металл не вступает в реакцию с теплоносителем. Установка выпускного клапана является обязательным условием для замкнутого контура из любого металла, включая узловые и поворотные участки трубопровода и полотенцесушители.

Обратите внимание! Кран Маевского для чугунных радиаторов старого образца не является обязательным условием, он просто оптимизирует работу всей системы отопления.

В процессе освобождения от воздушных пробок идет большая потеря тепла из-за сброса теплоносителя, даже при малом диаметре отверстия – около 15 мм. При малом диаметре невозможно подобрать соответствующий воздухоотводчик, поэтому можно ставить шаровые краны, которые не «порвет» при гидроударе.

Как правило, кран имеет небольшой диаметр

Причины завоздушивания отопительного оборудования

Основная причина холодных батарей в отопительный сезон – воздушные пробки. Воздух всегда есть в воде, его минимально количество присутствует даже в кипятке. Часть его попадает в теплоноситель при разных обстоятельствах:

  • выделяется во время химических реакций из органического осадка;
  • попадает в систему по завершении отопительного сезона при сливе теплоносителя;
  • всасывается насосами при подаче прогретой жидкости;
  • проникает в коммуникации при порывах и утечках, замещая утраченный объем воды;
  • выделяется от реакции замещения при коррозии;
  • большое количество кислорода растворено в холодной воде, откуда он активно выделяется при нагревании.

Газ или воздух скапливается в виде воздушной пробки в самой высокой или наиболее удаленной точке отопительного контура. Если чугунные радиаторы были установлены с наклоном, вопреки правилам, завоздушивание будет наблюдаться каждый сезон, пока не установят кран Маевского. Газообразные скопления возможны и в других местах, если это связано с нарушениями схемы монтажа.

Технические параметры клапана Маевского

Воздуховыпускное устройство рассчитано на одну функцию – удаление газообразных смесей из отопительного контура. Поэтому у него не так много характеристик, как у других изделий. Для классических чугунных батарей наиболее эффективным считают изобретение Ч.Б. Маевского – кран с игольчатым клапаном ручного типа. Им пользуются еще с 30-х годов ХХ века.

Установка современного типа крана

На сегодня производят несколько разновидностей данного приспособления для отвода воздуха из отопительного оборудования:

  • классическая модель с внешней резьбой для монтажа;
  • как дополнительный элемент для оснащения радиаторов, где имеется пластиковый колпачок;
  • устройства комбинированного типа с шаровым краном, входящие в комплект запорной арматуры.

Большинство разновидностей запорной арматуры работает с любой жидкой средой, а есть блоки только для питьевой воды. Но не все клапана адаптированы под работу с выпуском воздуха, пара или газа под большим давлением. Наглухо завинченный стержень должен герметично перекрывать коллекторное отверстие. Большинство воздухоотводчиков выдерживает давление около 10 Атм.

Важно! Для запорной арматуры важен класс герметичности, по ГОСТу 9544-93 это класс А (изделие без видимых протечек).

Краны Маевского любой модификации отлично справляются со своими функциями в комплекте с чугунными радиаторами. Чаще всего их выпускают из латуни, реже – из стали. Устройства рассчитаны на температурный режим среды в пределах100 – 120°С, есть более стойкие модели, работающие с паром под давлением при нагревании теплоносителя до 140 – 150ºС.

Тип изделия, его предельная нагрузка и соответствие типу коммуникаций отражены в документации, прилагаемой к модели, поэтому важно внимательно изучить инструкцию. Например, указывают тип резьбы (внешняя и внутренняя) – ½ дюйма, один или ¾ дюйма. В маркировке может быть указан шаг резьбы 1 мм – это М10х1.

Простейшее исполнение клапана:

  • латунный корпус;
  • винт с игольчатыми протоками;
  • колпачок;
  • уплотнитель.

Конструкция крана очень проста

В городских отопительных системах, обеспечивающих целые кварталы, предусмотрены автоматические воздухоотводчики. Есть и другие методы для профилактики воздушных пробок, которыми занимаются инженеры, специалисты в сфере коммуникаций.

Принципиальное отличие автоматической и ручной разновидности клапана

Автоматический кран Маевского конструктивно напоминает воздушный клапан с поплавком. Он рычагом соединен с сердцевиной, перекрывающей выпускной проход.

Положение поплавка регулируется, при отсутствии воздуха кран наполнен теплоносителем, выталкивая поплавок наверх.

При заполнении клапана воздушной смесью поплавок проседает, ослабляя воздействие на сердечник. При этом отверстие выпускает воздух.

Этот модуль работает самостоятельно, для его управления не требуется человеческое участие. Поплавочная модель – лучшая профилактика «развоздушивания» отопительной системы, которая самостоятельно регулирует закрытие и открытие клапана.

У изделия есть существенный недостаток – он чувствителен к засорению, нуждается в эпизодической очистке, что не очень удобно производить в отопительный сезон.

Устройство подходит для замкнутого корпуса в частном секторе, где чище теплоноситель.

Ручной кран Маевского – наиболее распространенная разновидность. Это простейшее устройство эффективно в разных отопительных системах – городских и индивидуальных.

Клапан способен к продолжительной эксплуатации без профилактической чистки, поскольку наименее чувствителен к качеству регулируемой им среды.

Но он не работает без постороннего вмешательства – стравливание воздуха производится вручную, посредством открытия запорного винта.

Автоматический кран Маевского

Конструктивная простота – гарантия безупречной работы. Это вентиль с винтом в виде конуса, регулирующим отверстие малого диаметра. Пропорциональное соотношение деталей обеспечивает герметичное перекрытие теплоноситель в чугунном радиаторе.

Клапан не «срывает» при гидроударах и предельном давлении. При вкручивании в отверстие винта производится полное перекрытие теплоносителя. Когда рукоятка откручивается, выходит скопившийся воздух, но практически все время кран Маевского закрыт.

Клапан для стравливания газообразной среды из отопления – одно из самых простейших изобретений, эффективно противодействующих завоздушиванию чугунных радиаторов.

Благодаря ему повышается КПД отопительного оборудования, благодаря чему холодные батареи с воздушными пробками снова обогревают помещение.

Установка ничем не отличается от другой запорной арматуры, если правильно подобрать тип резьбы и формат клапана, вставляемого вместо концевой заглушки радиатора.

Кран маевского на чугунный радиатор

Кран маевского для чугунных радиаторов

Всем, кто пользуется водяным отоплением, хорошо известна неприятность завоздушивания системы и в случае если при автономии данный вопрос решить несложнее, то для централизованных систем, это значительно сложнее, но в любом случае хорошо оказывает помощь установка крана Маевского на чугунный радиатор.

Фактически говоря, данный клапан применяют для различных водяных батарей, как то секционных, трубчатых и панельных, сделанных из чугуна, стали, алюминия и биметалла – воздушное пространство может скапливаться в любой из них, так что его травление иногда есть первой необходимостью для обеспечения полноценного обогрева помещения. Но обо всём в небольших подробностях вы определите ниже, а ещё сможете взглянуть видео в данной статье.

Клапан Маевского

Примечание. Краном Маевского называется вид запорной арматуры с клапаном, при помощи которой осуществляется спуск воздуха с радиаторов.

  • В 1931 году по распоряжению Госплана было решено применять воздушные краники на радиаторах для стравливания с них воздуха, а в 1933 году ленинградский инженер Ч.Б. Маевский представил созданный ним герметичный клапан, который раскрывался крестообразным ключом. на данный момент его, в большинстве случаев, открывают торцовым ключом либо отвёрткой, а во всём остальном это приспособление остаётся неизменным до наших дней.
  • Настоящая конструкция представляет собой запорный клапан игольчатого типа, где шток перемещается винтом при помощи четырёхгранной головки, на которой имеется прорезь, следовательно, она кроме этого регулируется отвёрткой. Отверстие, куда вкручивается кран Маевского для чугунных радиаторов 15 мм аналогично – ДУ 15 либо ?’ – оно находится в верхней части батареи слева либо справа, параллельно термоголовке либо верхней трубе подачи.
  • Вы точно сталкивались с таковой обстановкой, в то время, когда радиатор имеет различную температуру в различных местах (в одном конце он тёплый, а в другом – холодный) либо же у вас все батареи холодные, а одновременно с этим у соседей, каковые запитываются с того же стояка – тёплые. И в одном и в другом случае виновником обстановки являются воздушные пробки, каковые значительно чаще скапливаются не в трубах контура, в частности в секциях радиаторов, не пропуская воду, другими словами, не давая теплоносителю циркулировать по всей площади прибора.
  • Воздушное пространство в большинстве случаев скапливается в нижней части батареи, где циркуляция теплоносителя замедленна и в былые времена неприятность его удаления решалась при помощи простого крана, который устанавливали в подъезде либо в чьей-то квартире – воздушное пространство спускали вместе с водой, причём теплоносителя наряду с этим сливалось огромное количество.

Причём делалось это кроме того тогда, в то время, когда клапан уже не был новинкой – благо все ресурсы были бесхозными и энергозатраты на теплоноситель мало кого интересовали, но на данный момент обучились считать, и это приспособление выяснилось, как запрещено кстати.

Примечание. направляться подчернуть, что таковой клапан не есть панацеей и если вы спустили воздушное пространство, а батарея остаётся еле тёплой, значит, обстоятельство тут в её засорении и ее необходимо промывать.

Устройство

По внешнему виду кран либо клапан Маевского весьма похож на самую простую заглушку. Лишь с пара видоизменённой головкой, поскольку так имеется приспособление для управления под ключ и отвёртку.

Целый воздухоотвод сделан из двух основных деталей – это сам корпус, который вкручивается в посадочное резьбовое отверстие и клапан, сделанный в виде винта с конусным концом, что хорошо видно на чертеже, приведенном выше.

Во внутренней части корпуса с тыльной стороны сделано калиброванное отверстие – при закручивании винта в том направлении входит конус и затыкает проход.

Из устройства механизма предельно ясен принцип его работы – при откручивании конусного винта освобождается проход, теплоноситель придавливает воздушное пространство и тот, проходя по секциям, подходит к отверстию и спускается, само собой разумеется, наряду с этим выходит некоторое количество воды, но кроме того для автономной системы отопления это не имеет совсем никакого значения.

Преимущество данного устройства пребывает в том, что ним может руководить кроме того ребёнок – винт откручивается весьма легко и через пара оборотов уже слышно характерное шипение – это стравливается воздушное пространство.

К тому же забор тёплой воды из системы через такое устройство фактически неосуществим, исходя из этого обслуживающие вас коммунальщики будут несказанно рады заметить клапан на ваших батареях.

Совет. Если вы решили спустить воздушное пространство в радиаторах, то в обязательном порядке воспользуйтесь неглубокой миской либо хотя бы тарелкой, поскольку в любом случае на пол прольётся какое-то количество воды.

Установка воздушного клапана

Итак, если вы решили самостоятельно установить кран Маевского для биметаллических радиаторов (чугунных либо алюминиевых), то прежде всего, само собой разумеется, вам направляться пойти в магазин и купить его.

Помимо этого, вам пригодится фум-лента (в случае если станете работать с чугунной батареей, то возможно применять паклю) и сантехническая паста «Унипак», которая герметизирует резьбовое соединение.

На биметаллических и алюминиевых радиаторах входное отверстие для устройства уже имеется, лишь в том направлении вкручена простая заглушка (как правило радиаторы уже укомплектованы настоящим краном), но для чугуна вам нужно будет купить футорку с резьбовым отверстием, как на верхней фотографии.

Потом, для установки устройства на отопитель, инструкция требует, дабы вы перекрыли запорную арматуру (краны) на трубах подачи и возврата, а вдруг таковая отсутствует, значит, вам нужно будет сливать воду с системы либо ожидать окончания отопительного сезона (по окончании воду сливают).

После этого, подставив предварительно миску либо глубокую тарелку, откручиваете заглушку либо футорку, в случае если это чугун и прочищаете резьбовое отверстие от мусора, который там постоянно скапливается, кроме того в случае если радиаторы были установлены недавно.

В случае если это чугун, то закручиваете футорку с отверстием, предварительно подмотав её паклей и подмазав пастой «Унипак», причём затягивать её необходимо сильно – в большинстве случаев для этого применяют газовый ключ №2. Затем подматываете фум-лентой кран Маевского, подмазываете его пастой и вкручиваете в отверстие. Откройте краны запорной арматуры и удостоверьтесь в надежности работоспособность клапана.

Заключение

Как видите, всю операцию по монтажу крана возможно выполнить своими руками, без посторонней помощи, причём в этом нет ничего сложного. Но, установив таковой механизм, вы сможете в любое время года исправить положение, в случае если в систему отопления попадёт воздушное пространство.

Загрузка…

Поделиться:
Нет комментариев

    Добавить комментарий

    Ваш e-mail не будет опубликован. Все поля обязательны для заполнения.